Рэнди Шовер (экс-Iced Earth): «Я не растерял своей страсти к музыке»

Мы привыкли к тому, что американская команда Iced Earth – это Джон Шаффер и несколько сопровождающих музыкантов. Да так оно, по сути, и есть. За последние годы в составе этого коллектива сменилось столько участников, что порой и не вспомнишь, кто в ней играл. Спору нет — мистер Шаффер имеет полное право решать сам, что делать со своей группой, которую он самостоятельно создал и вывел в авангард жанра. Но ведь так было далеко не всегда. Почти 10 лет (с момента записи демо “Enter The Realm” и до альбома “The Dark Saga”) в Iced Earth провел гитарист Рэндалл Шовер. И нужно сказать, что его творческий вклад в развитие ансамбля если и уступал вкладу Джона, то ненамного, и именно гитара Шовера во многом определила саунд команды на таких пластинках как “Night Of The Stormrider” или “Burnt Offerings”. Многие песни с этих альбомов, написанных при участии Рэндалла, прочно вошли в концертный сет-лист Iced Earth. Именно поэтому Stay Heavy связался с Рэнди, который поведал немало интересного.

Read English version HERE

Привет, Рэндалл! Расскажи, как началось твое увлечение тяжёлой музыкой? Почему ты выбрал именно гитару?

Я начал слушать рок и металл в возрасте 11 лет, а с 12 лет начал играть на гитаре. Моей первой пластинкой был альбом Judas Priest “Sad Wings of Destiny”, и как только я услышал эту запись, я влюбился в тяжёлый металл. В течение нескольких следующих лет я беспрерывно ходил на концерты групп вроде Kiss, Nazareth, Black Sabbath, Judas Priest, Iron Maiden, ну и так далее. Но я также слушал много классики вроде Баха, Бетховена, равно как и Эла Ди Меолу и других прогрессивных музыкантов. Я никогда не пытался подражать только одному исполнителю, наоборот — я старался привнести от разных музыкантов что-то в свой собственный стиль. У меня хорошо развит музыкальный слух, так что я с легкостью могу подбирать на гитаре разные вещи. Ну и плюс ко всему в течение 3 лет я брал уроки игры на акустической гитаре.

Как ты стал частью Iced Earth? Слышал ли ты их еще в те времена, когда они назывались Purgatory?

Я уже был готов переехать в Нью-Йорк, чтобы подыскать себе подходящую группу там, поскольку во Флориде не было никакого интереса к хэви-металу. Я разместил своё объявление в магазине “Thoroughbred Music” в Тампе, и на него откликнулся Джон Шаффер. После нашей встречи он послушал мои демо-плёнки и принял меня в группу. Кстати, я даже не подозревал о существовании Iced Earth, пока не познакомился с Джоном лично.

Iced Earth, 1990 год

В Тампе появилось множество дэт-металлических групп. Как себя ощущали Iced Earth в их окружении?

В Тампе никогда не было места металлическим группам кроме тех, что исполняли дэт-метал, да и они в то время не пользовались в этом городе особой популярностью. и получали основную часть поддержки из других уголков мира, а не из своего родного города. В какой-то период времени здесь было немало групп, но никогда не проходило столько концертов, как в городах Европы или Азии.

С самого начала Iced Earth начали сотрудничество с Томом Моррисом и его студией Morrisound. Что ты можешь сказать об этом сотрудничестве сейчас? Какой альбом Iced Earth тебе нравится больше всего в плане звука?

Том Моррис отличный парень. Его студия — это прекрасное место для записи металлического альбома. Мне кажется, Джону всегда было проще заплатить Тому Моррису за исполнение гитарных партий, нежели работать с настоящим гитаристом, не желавшим быть низко оплачиваемым сессионщиком. Так было выгоднее для Джона и студийного бюджета группы. Что касается любимых альбомов, то мне нравится “Burnt Offerings” за его агрессивный саунд. С технической точки зрения мне нравятся “Night of the Stormrider” и дебютная пластинка. Ну а на альбоме “The Dark Saga” в стиле группы произошли разительные перемены, до которых мне было мало дела. Я понимаю причины, по которым Джон решил сделать саунд более коммерческим — он хотел, чтобы музыка подошла идеям Тодда Макфарлейна (создатель комикса “Spawn”, на котором и основаны последние три песни “The Dark Saga”), но всё равно ни одна из наших песен не попала в фильм “Spawn”. На мой вкус это направление было слишком уж простым, а Том, вероятно, помог Джону двигаться и дальше в таком же ключе на следующих релизах группы. Вообще, я как-то не придавал особо значения тому, с каким продюсером мы работаем. Мне не требовались советы продюсеров.

В буклетах альбомов Iced Earth указано, что все партии ритм-гитары в студии записывал Джон Шаффер, а ты исполнял только соло-партии. Почему так получилось? Тебе не нравилось возиться с записью ритм-гитары?

Я мог бы сыграть 95 % всех партий ритм-гитары с тех альбомов в один присест. Но мы решили, что будет лучше, если один гитарист запишет все ритм-партии, чтобы на записи были слышны все нюансы. Я же исполнял только соло. Я также записывал партии акустической гитары, которые сочинял сам, ведь у Джона всегда были проблемы с разучиванием музыки, сочинённой кем-то другим. Я также записывал все гитарные гармонии, потому что Джон просто не умел их исполнять. Ещё я придумал клавишные партии в середине трека “Dante’s Inferno” — я сочинил их на гитаре, а потом их записал приглашённый клавишник. Я привнёс и ближневосточные мотивы в песне “Mystical End”, хотя об этом и не говорится в буклете. Так что мне принадлежит немало идей, сделавших песни именно такими, какими их можно услышать на альбомах, но вот в буклетах об этом не сказано ни слова.

Iced Earth, 1992 год

Ты был соавтором многих песен, которые затем стали классикой Iced Earth. Не мог бы ты рассказать о совместной работе с Джоном? Говорил ли он тебе, как нужно играть соло или что-то вроде того?

Мы с Джоном сочиняли независимо друг от друга, а потом приносили весь ворох идей на репетицию. Когда наступало время записи, мы начинали обмениваться идеями. Бывало такое, что я давал Джону кассету с сотнями разных идей и риффов. Он слушал всё это дело, говорил мне, что из этого ему понравилось и какие идеи он бы хотел задействовать наравне со своими. Как только песня была готова, мы приступали к репетициям, на которых записывали черновой вариант. Потом я шёл домой и придумывал соло, и иногда мне приходилось по сто раз переписывать одно и то же соло. Периодически я возвращался к своим идеям, выбирал что-то, что мне нравилось, и строил на этих идеях свои сольные партии. Но никто и никогда не говорил мне, как играть соло. Да я бы и слушать не стал.

Назови, пожалуйста, три своих любимых песни Iced Earth и прокомментируй свой выбор.

На первом месте для меня стоит “Pure Evil”. Я написал значительную часть этой композиции, и её группа по сей день исполняет на концертах. Мой другой фаворит — “Burnt Offering”, поскольку это очень брутальная вещь. Ну и еще мне очень нравится “Dante’s Inferno”. Хотя и не я сочинил риффы для неё, я написал гармонии, соло и те самые зловещие партии клавишных, которые придали треку особую атмосферу. И я не думаю, что недавно перезаписанная версия этой песни звучит также агрессивно, как и оригинальная.

Тексты Iced Earth за редким исключением принадлежат Джону Шафферу. Пытался ли ты предлагать какие-то свои идеи? И есть ли такие тексты, которые ты не любишь?

Тексты никогда меня особенно не интересовали, даже если это были тексты песен Iced Earth. Когда я слушаю музыку, я обращаю внимание, в первую очередь, на гитару, а не на вокалиста или то, что он там поет. А что касается нелюбимых текстов, то я просто терпеть не мог баллады вроде “I Died For You”.

Iced Earth, 1995 год

В составе Iced Earth было много перетасовок, а ты сумел продержаться в группе почти 10 лет. В чём твой секрет? И какие кадровые решения ты бы мог назвать ошибочными?

Мы с Джоном прекрасно ладили до альбома “The Dark Saga”, а потом ему захотелось перемен, которые мне казались далеко не самыми мудрыми, например, простенькие песенки с минимумом соло-гитары. Именно в тот момент он начал экспериментировать с Томом Моррисом, записывая соляки в духе Led Zeppelin. Я оставался в группе в течение 10 лет, потому что это было настоящим удовольствием, и долгое время для меня это и было самым веским доводом. Но мне кажется, Джон никогда не хотел играть с полноценной группой. Он довольствуется работой с сессионными музыкантами, потому что в этом случае может контролировать всё самостоятельно. Сессионщикам можно платить меньше. Правда же в том, что большинство групп добивается крупного успеха, имея стабильный состав. Так что мне кажется, что Джона больше заботили вопросы контроля и денег для себя лично, чем создание ядра группы, вокруг которого можно было строить деятельность и выходить на новый уровень успеха.

В 1990-е годы Iced Earth были куда популярнее в Европе, чем в США. С чем это связано, на твой взгляд?

Дело в том, что в то время в США и не было метал-сцены как таковой. Американская музыкальная индустрия подвержена влиянию моды, а в то время самым модным явлением был грандж. В Европе и Азии фэны не следуют моде, а слушают музыку, которую они действительно любят, несмотря на то, популярна она или нет. Так что в Европе у нас была куда бόльшая аудитория.

Iced Earth много гастролировали с Blind Guardian. Нравилась ли тебе их музыка?

Да, мне нравится то, что делают Blind Guardian. Во время первого тура с ними у нас был один автобус на 17 человек, и мы так сильно нажирались каждый день, что на время второго тура нам пришлось арендовать второй автобус. Один предназначался для тусовок и пьянок, а другой для отдыха. Помню, что в Германии мы жили в доме мамы Ханзи Кюрша, и она готовила нам еду. Так что Blind Guardian отличные ребята.

А что ты думаешь на счет конфликта с Century Media Records по поводу контракта, из-за которого группа бездействовала почти 3 года? Это было правильным решением?

Джон был единственным, кто не хотел записывать альбом, потому что он не мог заработать денег от продажи альбомов из-за говённых условий контракта, который мы подписали. Мы даже подумывали о том, чтобы отправиться в Калифорнию и переломать ноги исполнительному директору лейбла. После того, как Джон стал зарабатывать деньги в результате пересмотра условий контракта, он ждал, что остальные участники группы обойдутся и без денег, хотя не думаю, что сам он согласился бы на такие условия. С момента подписания нового контракта всё это превратилось для Джона в бизнес, ему стало плевать на остальную группу. Как только подобное отношение укрепилось у Джона, началась чехарда с музыкантами. Я бы предпочёл записывать по альбому в год, чтобы поскорее избавиться от контракта, чем бездельничать три года. Из нас всех только Джон смог заработать на этом, так что для нас было бы лучше продолжать записывать альбомы.

Ты ушел из группы после очень успешного альбома “The Dark Saga”. Что повлияло на твоё решение?

Я устал пахать и вкалывать на благо группы, больше, чем некоторые другие участники, получая при этом меньше популярности и денег. Но я всё ещё каждый день играю на гитаре. Я никогда не терял своей страсти к игре на инструменте. Но я больше не буду работать с теми, кто считает, что они заслуживают всех денег и всей популярности. Именно эта ситуация наряду с дерьмовым состоянием музыкальной индустрии в то время и заставила меня отступиться и взять паузу, Джон просил меня продолжать сочинять музыку для Iced Earth даже после моего ухода, но я в то время был слишком сильно разочарован во всём, чтобы согласиться на это предложение. Потом мне была сделана операция на шее, которая была сильно травмирована. Это случилось в 2004 году. На протяжении последних лет я работал в компаниях Dell и Microsoft, а сейчас работаю качестве аналитика систем безопасности.

Получал ли ты какие-то предложения от других групп после ухода из Iced Earth?

Я никогда не стремился играть в других группах, потому что мне нужен был отдых от музыкального бизнеса.

У тебя была своя группа Yuhrott. Что означает это название? Остались ли какие-то записи этой команды?

В свое время мы собирались записать альбом группы Yuhrott под названием “In Hell”, так что должна была получиться аллюзия на фразу “You Rot in Hell”. Однако вокалист Танк переехал в Сиэтл, а мне предстояла операция на шее, так что задумка так и не была доведена до конца.

На мой взгляд, после твоего ухода Iced Earth серьезно изменились, и я бы не сказал, что мне по душе эти перемены. Следишь ли ты за тем, что делает группа сейчас? Нравятся ли тебе альбомы, записанные со времен “Something Wicked…”?

Джон всегда будет первоклассным автором риффов, но мне кажется, он стал повторяться и перестал быть таким креативным, как раньше. Я не очень-то слежу за тем, что Iced Earth делают сейчас. Я считаю, что гитаристы, которых он нанимал, были классными музыкантами, но злость и агрессия, а также некоторые элементы абстракционизма, которые я привносил в песни группы, сейчас утрачены. Я стремился передать в музыке настроение, а не играть разными приёмчиками вроде арпеджио или быть самым быстрым гитаристом на земле. Думаю, Джону не удалось найти такого гитариста, который смог бы принести с собой изобретательные идеи и стремление воплотить их в музыке.

На твоей странице на MySpace я нашел треки с названиями “Classical” и “Pop Hip Hop”? Это ты их сочинил? Какую музыку ты предпочитаешь слушать сегодня?

Да, я сочинил эти композиции. Я постоянно играю на гитаре и сочиняю музыку. У меня есть буквально тысячи разных идей, которые накопились за последние 25 лет. Я всё ещё слушаю металл, равно как и Баха, Паганини и прогрессивную музыку.

Поддерживаешь ли ты отношения с Джоном Шаффером? Сохранились ли за тобой права на песни, напи-санные для Iced Earth?

Я не разговаривал с Джоном с того самого дня, когда он позвонил мне через две недели после моего ухода из группы с предложением продолжить сочинять песни для Iced Earth. И да, за мной сохранились права на те песни Iced Earth, в которых я указан как автор.

Что же, пришло время прощаться. Скажешь что-нибудь для читателей Stay Heavy?

Привет всем моим друзьям из России! Когда я думаю о том, где живут самые умные и талантливые люди, я понимаю, что Россия и США находятся на вершине этого списка. Я бы почел за честь встретиться с поклонниками металла из России. Надеюсь, что однажды смогу посетить вашу страну!

Randall Shawver FanZone on Facebook.

Official Iced Earth Facebook page.

Константин,
ноябрь 2012