Sacrilege: “Я предпочитаю зубодробительные риффы!”

Альбом “six6six” британцев Sacrilege стал для меня одним из приятных открытий 2015 года. Вязкая и мрачная музыка, отсылающая нас к классическим работам Black Sabbath, заинтересовал меня на дальнейшие «раскопки» и более плотное знакомство как с достаточно обширной дискографией команды, так и с мастермайндом Sacrilege Билом Бидлом. Вообще, само интервью состоялось больше года назад, и мне очень неудобно перед музыкантом, что публикуется оно только сейчас. Однако нерастиражированность группы и увлекательное повествование самого Била наверняка позволят ценителям андеграунда узнать для себя что-то новое.

Read English version HERE

Итак, Билл, расскажи о начале истории Sacrilege. Что повлияло на твоё увлечение тяжёлой музыкой и заставило тебя собрать свою группу?

Black Sabbath — вот ответ на твой вопрос. В то время мой старший брат частенько крутил их пластинки, и альбомы “Black Sabbath” и “Paranoid” буквально не слезали у него с «вертушки». Сперва они мне не особенно нравились, но позже я поймал себя на мысли, что хочу слушать эту музыку. Спустя несколько лет мой лучший друг купил себе гитару, а его сосед, игравший в местной группе, показал ему несколько аккордов. Тогда-то я и решил, что хочу сам играть песни Sabbath. Я упросил маму купить мне дешёвую гитару и небольшой усилитель, а после мой приятель Алекс пришёл и показал мне, как брать самые простые аккорды. Я очень быстро перешёл к сочинению собственного материала, и первой написанной мною песней была “Mr. Evil” с альбома “Sacrilege”, хотя тогда она не имела названия и представляла собой всего лишь последовательность аккордов. Однако благодаря этому я понял, что могу создавать нечто такое, что нравится другим людям.

Почему ты решил назвать коллектив Sacrilege? Ты с самого начала понимал, что твои песни будут носить оттенок мистики и оккультизма? Кстати, какие ещё группы, кроме Black Sabbath, оказали на тебя влияние? Был ли ты знаком с тем, что делали Pagan Altar и Witchfinder General?

Изначально я собирался назвать группу Blizzard, но по невероятному стечению обстоятельств оказалось, что Оззи Осборн решил назвать свою сольную группу Blizzard Of Ozz! Я ощутил, что начинаю мыслить в одном ключе с музыкантами Black Sabbath! Спустя какое-то время я посмотрел фильм «Деметрий и гладиаторы», и в одной из сцен тела мёртвых христиан сбрасывали в пропасть. Герой Виктора Матуре назвал это святотатством (sacrilege), и я сразу понял: «Вот оно — название группы!» Примечательно, что ты спросил про Pagan Altar, ведь одно время с нами играл их гитарист, но мы так и не смогли сработаться. Мне посчастливилось познакомиться с Терри Джонсом — вокалистом Pagan Altar, который умер в 2015 году. Он оказался славным парнем, и было тяжело сознавать, что его больше нет с нами. Буквально на днях я разговорился с каким-то парнем о Sacrilege, и он оказался Лиамом, басистом Pagan Altar. Ну а что касается других групп, оказавших на меня влияние, то к Sabbath постепенно добавились Judas Priest. Нас нередко сравнивают с этими командами, и это понятно, ведь я люблю их музыку и хочу сочинять что-то похожее. И потом, эти группы — не самые худшие из тех, с которыми тебя могут сравнить (смеётся).

Для многих название Sacrilege ассоциируется с группой из Бирмингема, в которой поёт Линда Томпсон, хотя именно ты был первым, кто стал использовать такую «вывеску». Не возникает ли путаницы из-за одинакового названия?

Я не знаком с музыкой других Sacrilege. Знаю только, что они играют трэш или что-то похожее. Да, в прошлом возникали проблемы из-за того, что обе группы использовали одинаковое название, но Линда и её одногруппники не знали, что уже есть одни Sacrilege. Я даже виделся с ними на фестивале в Дорсете около года назад, и они оказались приятными людьми и сказали, что если бы они знали о существовании моей группы, то не стали бы использовать имя Sacrilege. Кстати, нередко бывало такое, что люди, спутавшие нас с командой Линды Томпсон, становились нашими поклонниками, ведь для них наша музыка становилась приятным открытием.

Sacrilege в 1983 году

В 1983 году Sacrilege записали своё первое демо. Кто тогда был в группе?

Первое демо мы записали в Elephant Recording в Уопинге, в Восточном Лондоне. Тогда в состав группы входили Рик Бёрджесс (барабаны), Алекс Куксон (соло-гитара), Стив Баррс (бас) и я (ритм-гитара/вокал). У меня всё ещё есть эта демка, правда в формате mp3.

Это демо принесло Sacrilege кое-какую популярность — вы даже на телевидении засветились. А каким были отзывы в прессе? Пользовалась ли эта запись популярностью среди тейп-трэйдеров?

Да, благодаря демо мы попали в шоу Дэвида Дженсена. Оно представляло собой цикл из шести передач о разных группах, среди которых были мы, U2 и The Stranglers. Благодаря этому нами заинтересовался Джон Гловер, владевший независимым лейблом. Джон собирался выпустить компиляцию и приобрёл права на использование песен Iron Maiden, Def Leppard, Saxon, Angel Witch и других команд — он хотел составить конкуренцию сборнику “Metal For Muthas”. К сожалению, эти планы так и не осуществились, поскольку Джон также занимался делами Go West, чей сингл неожиданно стал номером 1 в чартах, и все деньги Джон вложил в раскрутку этого дуэта. Что касается тэйп-трэйдинга, то я никогда не менялся демкой, а использовал её, чтобы привлечь внимание промоутеров. Работая таксистом в Лондоне, я подвозил одного чувака, и он оказался руководителем театра. Я рассказал ему о нашем сценическом шоу, огромных усилителях, освещении и пиротехнике, которую мы использовали после каждой четвёртой песни. Этот парень проявил интерес и некоторое время даже был нашим менеджером, но затем он получил роль в сериале «Улица Коронации», так что времени на нас у него не осталось. Звали этого парня Найджел Грегори (известный в Британии актёр, снимавшийся, преимущественно, в сериалах).

Как у вас обстояли дела с концертами в то время? Я знаю, что вы даже выступали в знаменитом клубе “Marque” в Лондоне. Сейчас это место считается легендарным, но было ли оно столь же культовым тогда?

Нам довелось отыграть в “Marque” всего один концерт, но это было просто нереально! Годами я ходил в этот клуб и смотрел выступления других команд, так что оказаться на той же самой сцене для меня было значимым событием. Один раз я встретил в “Marque” Оззи Осборна — он пришёл вместе с Нодди Холдером из Slade посмотреть на группу Гизера Батлера. Что касается наших выступлений, то у меня была следующая мысль: раз уж никто не знает нашу музыку, то мы должны привлекать к себе внимание тем, что происходит на сцене. Это оказалось хорошей идеей, и мы до сих пор используем сценический реквизит и пиротехнику.

Sacrilege в 1980-е: (слева направо): Алекс Куксон, Бил Бидл, Ричи Снакенбургер, Макс Чэн

В 1983 году Sacrilege записали альбом “Gates of Hell”, хотя некоторые источники называют его демо. Как ты сейчас оцениваешь эту работу? Не сомневаюсь, что вы отправляли альбом разным лейблам, но почему вам так и не удалось заполучить контракт?

“Gates of Hell” — это альбом, который я стремился записать скорее для себя самого. Конечно, было бы круто тогда подписаться на какой-нибудь лейбл, но я отправил копии плёнки всего нескольким фирмам, и даже не уверен, что сотрудники этих компаний его прослушали — тогда они получали горы записей! Я уже говорил, что к нам проявил интерес Джон Гловер, так что за те 4 года, что Sacrilege просуществовали в 80-х, много чего произошло. Я до сих пор считаю “Gates of Hell” сильным альбомом. Уже в те дни фэнам очень нравилась вещь “In The Arena”, а Джон Гловер выбрал для своего сборника вещь “Ratrace”. Мы решили перезаписать эту вещь с настоящим продюсером в Shepperton Studios. Помню, что в соседней комнате тогда записывался Гари Ньюмэн. Один раз я «сделал» его на бильярде во время перерыва в записи (смеётся). Жаль, что у меня не сохранилась та версия “Ratrace”, записанная с продюсером.

В официальной биографии Sacrilege говорится, что ты бросил игру на гитаре, потому что разочаровался в определённых вещах. Что именно тебя расстроило? Ты был обескуражен жестокостью шоу-бизнеса?

На это повлиял целый комплекс событий. Я занимался делами группы, сочинял песни, устраивал концерты, забирал всех участников коллектива перед репетициями, развозил их по домам после концертов, и в итоге ложился спать глубоко за полночь, чтобы просыпаться рано по утрам и идти на обычную работу. Какое-то время это меня не напрягало, но затем стала сказываться усталость, да и остальные музыканты, кажется, не особо ценили мои усилия. Я просто перестал получать удовольствие, от того чем занимался.

Кстати, что случилось с остальными участниками оригинального состава? Ты поддерживаешь с ними общение?

Увы, но я не видел никого из них уже 25 лет. Надеюсь, однажды они наткнуться на афишу нашего концерта и заглянут посмотреть на нас.

Чем ты занимался в то время, пока Sacrilege не существовало? И что заставило тебя вновь заняться музыкой?

После распада группы я продал всё своё оборудование и совсем не думал, что снова буду играть на гитаре — даже в руки её не брал. Я устроился на работу и стал машинистом. Решение снова заняться музыкой пришло ко мне, когда я ехал через Кройдон и увидел объявление, что глэм-рокеры Mud дают концерт в “The Cartoon”. Я сходил на выступление и с удовольствием послушал их сет. Спустя 2 дня я ехал на машине и заметил басиста Mud. Я остановился, чтобы поделиться своими впечатлениями от концерта, мы разговорились, и он пригласил меня на следующий концерт, в котором так же принимали участие The Sweet. Мне нравятся The Sweet, так что я дал этому чуваку свой номер телефона, но подумал, что он всё равно не перезвонит. Кстати, этого басиста зовут Джон Берри – он сейчас играет в Slade, и мы по-прежнему остаёмся друзьями. Так вот, Джон перезвонил мне, и как-то так получилось, что я стал водителем Mud. Это подтолкнуло меня к мысли, что неплохо было бы и самому вновь начать играть на гитаре. Изначально я думал, что буду просто играть для себя. Так я решил построить студию звукозаписи в своём саду, а затем начал сочинять новые песни и потихонечку записывать старый материал Sacrilege.

Бил Бидл – основатель и главный композитор Sacrilege

С 2011 года Sacrilege выпустили 5 альбомов и две компиляции – потрясающая плодовитость! Где ты черпаешь вдохновение? Что заставляет тебя снова и снова сочинять песни, записываться в студии и давать концерты?

По правде говоря, изначально я не думал о том, чтобы играть «живьём» — я просто хотел записать несколько песен, чтобы послушать их самому. Проблема была в том, что у меня не было соло-гитариста. У меня была драм-машина, я умею играть и на гитаре, и на басу, но мне нужен был кто-то, кто мог бы играть соло, особенно скоростные. Я познакомился с парнем по имени Пекка Лойккенян, наткнувшись на его музыку где-то в Интернете, и спросил, не хочет ли он записать несколько соло к моим композициям. Он согласился, и Sacrilege зазвучали именно так, как я хотел много лет назад, и даже лучше. Я записывал черновые версии соло, и Пекка удивительным образом выдавал именно то, к чему я стремился. Это вдохновило меня на сочинение нового материала — никакого давления или стресса, просто музыка для собственного удовольствия. В итоге у Пекки не осталось времени на работу со мной. Думаю, я просто завалил его новым материалом, и мне пришлось искать другого лид-гитариста. Я черпаю вдохновение практически отовсюду. Я очень люблю сериал «Звёздные врата: Атлантида», и поэтому решил написать что-то вроде собственного саундтрека к нему. Так родился альбом “The Wraith” (2012). Потом я повстречал Нила Абнетта, который заявил, что моя музыка слишком хороша, чтобы играть её только для себя. Нил согласился стать соло-гитаристом Sacrilege и убедил меня, что группе нужно давать концерты. Увы, эти планы так и остались нереализованными, потому что Нил был занят своим бизнесом, но его игру можно услышать в песнях “The Wraith”, “After The Culling” и “A New Day”. Однако Нил раззадорил меня, и мне захотелось давать концерты. Я познакомился с Дамо Феусеттом — участником разных кавер-групп, и он начал записывать соло в моих альбомах. Мы отлично сработались с ним, так что Дамо позвал своих коллег в Sacrilege, и в итоге мы дали первый концерт 25 октября 2012 года в битком забитом клубе. Тогда в группу входили я, Дамо, Брайан Коллер (барабаны) и Джейсон Чэллис (бас). Эта версия Sacrilege просуществовала недолго, ведь остальные были плотно заняты в кавер-группе, из-за чего мне приходилось отказываться от многих концертных предложений. Но я всё равно признателен парням за то, что они помогли вывести Sacrilege на сцену.

Возвращаясь к Пекке Лойккянену — планируешь ли ты сотрудничать с ним в будущем? И ещё вопрос о твоём стиле игры: почему ты предпочитаешь именно ритм-гитару?

Как я уже сказал, мы отлично ладим с Пеккой, и на альбоме “six6six” (2015) партии соло-гитары исполняет именно он (вон он чё, Михалыч! А я-то в рецензии на альбом нахваливал за красивые соляки именно Билла! — прим. авт.). Я сам предпочитаю зубодробительные рифы, нежели партии лид-гитары. В своих песнях я люблю слышать мелодичные соло, иногда повторяющие вокальную линию. Соло ради них самих мне не нужны. Вспомни, какие соло звучат в “Exciter” Judas Priest, в “War Pigs” Black Sabbath или “Highway Star” Deep Purple. Такие соло украшают песню. Не думай, что я против шреддинга или чего-то подобного, но я предпочитаю осмысленные партии.

Насколько я понимаю, альбом “Sacrilege” (2011) полностью состоит из вещей, сочинённых в 80-е годы. Вносил ли ты какие-то изменения в аранжировки? Кстати, почему у песни “Driving Home” такой странный подзаголовок – “Video Version”? Где можно посмотреть это видео?

Да, альбом основан на моих старых наработках, которые я усовершенствовал. Мне всегда нравилась вещь “Driving Home”, но в оригинальной версии вокал был просто ужасен. Он был таким заунывным, что просто рушил всё очарование песни. Так что когда я сделал видео, которое можно найти на YouTube, то перезаписал вокал. Так песня зазвучала в полную силу, ну а поскольку она была переделана для видео, отсюда и такой подзаголовок.

Все альбомы Sacrilege были спродюсированы тобой без помощи сторонних людей. Я понимаю, что это стоит немалых денег, но не хочется ли тебе поработать с кем-то вроде Криса Цангаридеса? Или ты и без чужих советов знаешь, как должен звучать ансамбль?

Ты прав, участие продюсера в записи — удовольствие недешёвое, но я открыт для любых идей, которые позволят сделать наш саунд лучше. Я, конечно, и сам представляю, какого результата хочу добиться, но всегда прислушиваюсь к советам других участников, и мы тратим уйму времени, чтобы треки звучали так, как мы этого хотим. Альбом “six6six” спродюсирован мной, моим другом Дэном Вассилиу и Пеккой. В ходе работы мы постоянно обменивались файлами, пока не довели все песни до ума. Сам альбом был записан в моей студии, но, может, в будущем мы попробуем поработать с продюсером и посмотрим, что из этого выйдет.

Не мог бы ты вкратце рассказать об альбомах, выпущенных Sacrilege с 2011 по 2013 годы? Какой из них ты бы назвал самым важным для тебя?

Мне нравятся все альбомы, хотя и по разным причинам. “Sacrilege” — это более олдскульная запись, настоящая новая волна британского хэви. “The Unknown Soldier” вышел более рόковым, хотя некоторые фрагменты в нём звучат очень тяжело. Рόковое направление в нём представляют песни “I Married Too Young”, “Rock Is Always There” и “On And On”, а одной из самых любимых вещей является сама “The Unknown Soldier”. “The Wraith” — это отдельная история. Как я уже упоминал, это был саунтрек, поэтому я решил задействовать больше клавишных. Ну а “Sacrosanct” — смесь всего, что я делал до этого. Так, в песне “The Traveler” акцент сделан на клавишные, а “My Time To Die” выдержана в духе старых Sacrilege. На “six6six” я захотел вернуться к звучанию времён “Gates of Hell”. Я очень доволен, какой получилась наша последняя на данный момент работа.

Альбом “The Wraith” закрывает кавер на «пристовскую» классику “Breaking The Law”. Почему твой выбор пал именно на неё, а не на какую-нибудь вещь тех же Black Sabbath?

Мне нравится эта песня. Я записал её при участии Дэна Вассилиу, которому тогда было 14 лет. Эту вещь легко исполнять, так что мы записали её в качестве бонуса, хотя сейчас я об этом жалею. Я не считаю, что у нас получился плохой кавер — нет. Просто я не особенно люблю исполнять чужие вещи, да и как можно переплюнуть оригинал, да ещё и с вокалом Хэлфорда? В записи кавера также принимал участие мой давний друг Джефф Ролланд (басист). Впервые я познакомился с ним ещё в 80-х — он был приятелем нашего тогдашнего барабанщика Стива. Здорово, что с прошлого года Джефф стал постоянным участником Sacrilege.

В 2015-м Pure Steel Records выпустили сразу два ваших релиза — студийный альбом и сборник лучших вещей. Есть ли уже какие-то результаты?

Я думаю, что альбом “six6six” вышел качественным. В нём есть как тяжесть, так и мелодии, способные привлечь внимание публики. Работа с лейблом уже принесла свои плоды – мы получаем множество положительных отзывов.

Давай остановимся на “six6six” поподробнее. Для начала расскажи о названии. Какой смысл ты вкладываешь в него?

Песни с того альбома касаются таких тем, как смерть, попадание в ад, борьба между богом и дьяволом. Каждый может выбрать — сам ли он проходит через всё это, или это кто-то ещё. Кульминация альбома — песня “Eyes of the Lord”, в которой Бог решает повергнуть Люцифера. И опять-таки, каждый может сам решить, на чьей он стороне (смеётся). Партии ударных на альбоме записал Нил Тёрнбулл. Он присоединился к Sacrilege после ухода Брайана Коллера и с тех пор стал для меня источником вдохновения и другом, да и барабанщик он превосходный. Мы с Нилом потратили немало часов на то, чтобы выверить темп во всех треках, и это придало им дополнительную мощь. Нил с Джеффом составляют такую прекрасную ритм-секцию, что любая группа может позавидовать. Что касается названия, то это наш шестой альбом. Недавно у Black Sabbath вышел 13-й альбом, названный просто «13», и я подумал, что и нам было бы неплохо сделать что-то в таком же духе, так что вариант с числом 666 лежал на поверхности. Для обложки альбома мы использовали картину Джона Мартина «Кромешный ад» (“Pandemonium”), которая отлично передаёт суть того, что я хотел выразить в песнях. Забавно, но название картины совпало и с названием одного из треков Sacrilege.

Ещё одна картина Джона Мартина была использована для обложки “Ashes To Ashes”. Тебе так нравятся его работы?

Сейчас — да. Когда Pure Steel Records решили издать две наших записи, они попросили меня выбрать для оформления картины какого-нибудь известного художника. Покопавшись в Интернете, я наткнулся на работы Джона Мартина и влюбился в его творчество.

Кстати, Джон Мартин, похоже весьма популярен среди металлистов. Например, группа Aestetic Death выбрала ту же самую картину, что и вы, для оформления своего альбома. Что ты думаешь по этому поводу?

Да, один мой знакомый рассказал мне о планах Aestetic Death. Я связался с ними, но они не изменили своего решения, потому что уже заплатили музею за право использовать репродукцию картины. Плохо, что музеи продают права на репродукции и ничего не говорят о том, что кто-то ещё обратился к ним с такой же просьбой. Увы, но тут я бессилен. Если бы я знал, что кто-то ещё решил использовать ту же картину для оформления альбома, я бы поискал другие варианты.

Насколько я понимаю, релизы 2011—2013 годов доступны только на CD-R. Нет ли у тебя планов издать эти альбомы в нормальном виде на CD или виниле?

Ты прав на счёт CD-R. Естественно, мы очень хотим перезаписать наш ранний материал. Я уже обсуждал с лейблом эту идею, и если продажи “six6six” будут достойными, то, возможно, Pure Steel Records захотят издать и другие наши записи. Во многом всё упирается в нехватку времени. Если ты даёшь концерты каждые выходные, то нелегко выкроить денёк и отправиться в студию для работы над старым материалом. Но я уверен, что однажды это обязательно случится. Мне очень хочется, чтобы наш новый участник Тони Вэннер отметился на студийной записи, ведь он присоединился к Sacrilege, когда “six6six” уже был записан.

Выступление на Titanfest-2016. Фото: Ash Phoenix

Пока что Sacrilege выступали только перед британскими фэнами. Нет ли у вас планов расширить гастрольную географию? И кстати, как у вас обстоят дела с посещаемостью? Я вот помню, что полгода назад Иво, барабанщик и вокалист Warfare, пытался организовать концерт Diamond Head и Blitzkrieg, но так и не сумел продать нужного количества билетов и заодно сказал, что люди в Англии хотят слушать только кавер-группы.

К сожалению, Иво прав. Прежде чем люди заинтересуются тобой, тебе приходится конкурировать с разными трибьют-командами. Сейчас у нас дела идут получше, но для этого пришлось хорошенько потрудиться. Мы выступали по всей Великобритании и приобрели множество поклонников и друзей. Надеюсь, в следующем году они снова придут посмотреть на нас и приведут с собой своих знакомых. Конечно, мы бы с радостью прокатились по другим странам, но сейчас не так-то легко устроить тур. Уверен, что если бы промоутеры пригласили бы нас в другую страну и посмотрели на реакцию публики, потом они бы снова позвали нас выступать.

Кстати, Билл, а что ты думаешь по поводу волны интереса к группам вроде Kadavar и Orchid, которые развивают идеи Black Sabbath?

Если честно, я не слишком пристально слежу за новыми группами и отдаю предпочтение командам 80-х годов. Меня вполне устраивает тот факт, что другие группы продолжают играть музыку, которая нравится людям. Здорово, что тот стиль, в котором играют и Sacrilege, до сих пор популярен, и я уважаю коллективы, которые продолжают давать концерты.

Что скажешь напоследок читателям из России?

Надеюсь, однажды мы приедем в Россию и дадим несколько концертов – уверен, вам понравится. Поддержите Sacrilege, послушайте наш альбом и попросите промоутеров, чтобы они устроили нам концерт — это наверняка поможет нам попасть в вашу страну.

Константин, октябрь 2015

Sacrilege на Facebook

Официальный сайт Sacrilege