Steel Assassin: металл за отвагу

История американских металлистов Steel Assassin, уходящая корнями в 1982 год, во многом необычна. В 80-е годы, когда хэви-метал ярко цвёл, и даже андерграундная команда могла легко собрать на свои выступления пару сотен металхэдов, этот коллектив из окрестностей Бостона просто не пришёлся ко двору. Ни три демо-плёнки, ни участие в компиляции “Metal Massacre VI” не принесли ему никаких дивидендов. Побарахтавшись какое-то время, формация пошла ко дну и лишь в 2005 году вновь выплыла на поверхность. Что характерно — практически в своём золотом составе. Единственной потерей оказался вокалист Дони Эсколас. Остальная же гвардия — Фил Грассо (бас), Грег Михайловски (барабаны), Кевин Кёрран (гитара) и Майк Муни (гитара) — снова в строю, и при поддержке молодого вокалиста Джона Фалзоне готова покорять новые вершины.


Первым шагом в направлении реюниона стал выпуск старых демо под названием “From The Vaults” в 1997 году. Изначально Фил Грассо хотел ремастировать эти плёнки забавы ради, чтобы у музыкантов на память остались диски с записями, но потом решил издать всё это добро на своём лейбле GME Records. «Многие группы переиздали свои демо. Чем мы хуже?» — ухмыляется басист. Несмотря на хороший приём релиза в андерграунде (после он дважды переиздавался — на CD и на виниле), понадобилось ещё восемь лет, чтобы окончательно реанимировать Steel Assassin. Вполне естественно, что фэны хотят видеть настоящий реюнион своих кумиров, а не жалкую попытку одного-двух оригинальных музыкантов выступать с парой лабухов под старой вывеской. Steel Assassin практически удалось собрать свой классический состав, и лишь фронтмен Дони Эсколас оказался не у дел. Фил Грассо: «Проблема в том, что сейчас Дони живет в Калифорнии. Ну и если быть до конца откровенным, то мы не только не общались с ним на протяжении 20 лет, но и не слышали, как он сейчас поёт. Можно ли сохранить спустя годы свой голос таким же, каким он был в 1984 году? Кому это удалось? Может, у Роба Хэлфорда или Джеффа Тэйта это получилось?» После неудачных репетиций с неким Джоном Фагэном в команду был принят Джон Фалзоне, обладатель мощного вокала, отчасти напоминающего Мэтта Барлоу из Iced Earth.

Свой дебютный полноформатный альбом “War Of The Eight Saints” Steel Assassin выпустили лишь в 2007 году, причем
группа сразу замахнулась на концептуальную работу. Тут нужно слегка углубиться в историю. «Войной восьми святых» называли конфликт Флоренции и папы римского Григория XI в позднее Средневековье. «Восьмью святыми» были члены городского совета Флоренции, которые осмелились бросить вызов «наместнику бога на земле», каковым себя расценивает глава католической церкви. Концепт альбома построен вокруг персоны Джона Хоуквуда — кондотьера (наёмника), который сперва воевал на полях Столетней войны во Франции, а затем отправился за шекелями в Италию. Главный текстовик команды Кевин Кёрран поясняет: «Меня всегда привлекали картины Паоло Уччелло, художника эпохи Возрождения, и когда я узнал, что у него есть фреска с изображением Хоуквуда, меня заинтересовала эта история. Я изучил ряд книг, а также архивы некоторых университетов по этой теме, чтобы написать тексты для “War Of The Eight Saint”». Неслабо для банды волосатых металлистов, правда? Следует отметить, что Steel Assassin использовали такой же прием, что и Running Wild на пластинке “Black Hand Inn” — далеко не все композиции вписаны в единую концепцию, есть и совершенно самостоятельные идеи. Так, “Barabbas” рассказывает историю Вараввы, который предстает не простым библейским разбойником с большой дороги, а борцом за свободу своей страны. “Metalfire” — это здравница во славу хэви-метала, ну а текст “Tartarus” круто замешан на античной мифологии. Что же до музыкальной составляющий, то пластинка вышла яркой, запоминающийся и разнообразной, сочетая в себе скорость и эпичность, мощные риффы и цепляющие гитарные соляки. Венчает альбом монументальное 11-минутное полотно “War Of The Eight Saints”, в котором тесно сплетены классический хэви, акустическая гитара «под Средневековье» и помпезные фрагменты.

Закрепить достигнутые позиции было решено наименее рискованным способом — подборкой перезаписанных композиций 80-х годов (“In Hellfire Forged”, 2009). Вообще, подобные идеи мне не слишком по душе, тем более, что эти вещи не являются бог весть какими раритетами и уже издавались на “From The Vaults”. С вокалом Джона Фалзоне и более агрессивным и сырым звуком (шаг назад в сравнении с блестящим продюсированием дебютника!) песни растеряли значительную часть своего шарма и той юношеской наивности, характерной для оригинальных версий. С выпуском этой «сборки» Steel Assassin начинают свое плодотворное сотрудничество с немецкой конторой High Roller Records, которая специализируется на виниловых переизданиях культовых команд, хотя для «своих» групп снисходит и до выпуска CD.

Steel Assassin образца 2012 года

2012 год принес лучший на сегодняшний день альбом Steel Assassin “WWII: Metal Of Honor”. Группа изрядно потрудилась, нарулив плотный, жёсткий и сбалансированный звук безо всякого намёка на галимый киндер-пауэр. Так, как звучит этот альбом, и должен звучать породистый хэви-метал XXI века. Сами песни получились практически безукоризненными при минимуме порожняка. Кое-где музыканты словно бы играют со слушателем в шарады: «Угадайте-ка, откуда взята эта музыкальная фраза?» И слышится порой то Iron Maiden, то Judas Priest, а то и милая русской душе протяжность Accept, как вдруг наваждение исчезает, а коллектив снова выдаёт что-нибудь эдакое, уже оригинальное. А кавер на «рашевскую» “Red Sector A”? Steel Assassin её ведь не просто «сняли» один в один, а превратили песню, построенную вокруг клавишных, в гитарно-ориентированную композицию. Звучит очень захватывающе!

Как многие уже поняли из названия, “Metal Of Honor” посвящён Второй мировой войне. Вообще, концепция не слишком оригинальная, учитывая, что ей немало внимания уделяют шведы Sabaton, итальянцы Anthenora, да и Accept со своим последним диском “Stalingrad” не прошли мимо. Однако и у американцев нашлись свои собственные идеи. Начало было положено синглом “CA-35”, вышедшем только на виниле (с “Breakout At St. Lo” на стороне В). “CА-35” — это номер крейсера «Индианаполис», перевозившего детали для атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки. На обратном пути крейсер был атакован японской подлодкой, и большая часть команды утонула или была съедена акулами. Есть, знаете ли, в этом некая высшая справедливость. Как и в том, что самолет, сбросивший бомбу на Хиросиму, назывался «Инола Гей», ибо только откровенные пидоры могли совершить такое преступление против мирного населения. И вновь слово Кевину Керрану: «Я опять провел немало времени, изучая специальную литературу. Меня всегда интересовала Вторая мировая война, и дома у меня полно книг на эту тему. Этот конфликт является настолько значимым событием, что Steel Assassin просто не могли пройти мимо такой темы».

Все песни с “Metal Of Honor” так или иначе связаны с военной тематикой: битва за Англию (“God Save London”), блицкриг немцев во Франции (“Blitzkrieg Demons”), операции союзников в Европе и на Тихом океане (“Bastogne”, “Guadalcanal”). Самым необычным получился текст “The Iron Saint”. В нём рассказывается история небывалого благородства фашистского лётчика Франца Штиглера. Вопреки расхожему мнению, не все ассы «Люфтваффе» были полными отморозками. Схлестнувшись в бою с американским самолётом, немецкий пилот увидел, что члены экипажа противника получили ранения. Тогда он взял самолёт американских ВВС под свою охрану и эскортировал его до самой посадки. Уже после войны Штиглер говорил: «Я был военным лётчиком и не воевал с мирным населением, равно как и не убивал парашютистов. Для меня экипаж американской машины был словно беззащитный парашютист. Я просто не мог прикончить их». В этой связи становится понятным и выбор кавера, ведь “Red Sector A”, как и весь альбом Rush “Grace Under Pressure” касается темы насилия и угнетения людей, а конкретно эта композиция затрагивает тему холокоста. Ну а подлинным шедевром является эпик “Normandy Angels”. В ней текст и невероятно выразительная и прочувствованная музыка настолько дополняют друг друга, что мысли сами уносятся из повседневности на берега Нормандии, и грезится, как гибнут боевые товарищи, а их тела перекатываются в красном от крови прибое. После такого я готов простить американцам то, что на альбоме ни словечком не упомянуты подвиги русских солдат. Впрочем, тут нет никакого подвоха говорит Кевин Кёрран: “Эта тема настолько обширна, что мы могли бы записать и три альбома, так что остановились лишь на том, что важно лично для нас”.

Ну а каково же будущее Steel Assassin? Последует ли тур по горячим следам альбома? На этот вопрос отвечает Майк Муни: «Мы уже приступили к обсуждению идей для нового альбома. Он тоже будет посвящён историческим событиям, но связываться с ещё одной концептуальной работой мы не хотим. Что же касается концертов, то в США у нас не так много поклонников, намного меньше, чем в Европе, поэтому организовать тур достаточно сложно. Мы бы с радостью выступили в Европе и уже ведем переговоры на этот счет, но пока ничего точно не решено».

В завершение хочу привести слова Фила Грассо, которые прекрасно отражают философию Steel Assassin: «Жалею ли я, что в 80-е мы не добились успеха? Кто знает, как бы все обернулось, если бы тогда мы подписались на мэйджор-лейбл и стали профессиональной командой. Может, мы бы не стали такими близкими друзьями, какими мы являемся сейчас. Может, я бы развелся с женой и стал алкоголиком. Я рад тому, что мы имеем сейчас. Мы многого добились с момента возрождения группы, и ничего из того, что у нас есть сейчас, мы не получили на халяву».

Константин, июль 2012