Стив Ангер (Metal Church): “Мы вас не разочаруем!”

Metal Church — это боги тяжёлого металла, и на этом можно остановиться. Знаю, что у группы много недоброжелателей, критиков и тех, кто признаёт только их старое творчество, воротя нос от того, что группа сделала после 1993 года. Но лично для меня каждый их новый альбом — огромное событие, а возвращение вокалиста Майка Хау и выпуск альбома “XI”… Круче этого могло бы быть только воскрешение Дэвида Уэйна из мёртвых! Накануне эксклюзивного шоу Metal Church в Москве Stay Heavy связался с басистом Стивом Ангером, чтобы узнать последние новости из лагеря группы и обсудить успех альбома “XI”.

Read English version HERE.

Привет, Стив! Совсем недавно группа выпустила видео к песне “Reset”, и это при том, что альбом “XI” вышел почти год назад. Похоже, люди всё ещё кайфуют от вашей последней пластинки.

Видео мы снимали в Лас-Вегасе, штат Невада, и это уже третий ролик, над созданием которого трудилась компания Smokin’ Gun Video Productions. Но должен сказать, что это будет последнее видео в поддержку альбома “XI”. Здорово, что народ так тепло принял нашу работу и то, что Майк Хау вернулся в группу. Пока что всё идёт отлично. Буквально через неделю мы снова отправимся на гастроли.

И наконец-то дадите первый концерт в России! Как это стало возможным?

Я не уверен, как это всё сработало. Полагаю, что наш букинг агент в Европе приложил к этому руку. Нам и раньше предлагали выступить у вас, но по тем или иным причинам нам не удавалось приехать. Мы все взбудоражены тем, что скоро дадим наше первое шоу в России.

А чего нам ожидать от группы? Вы сыграете обычный сет или будут какие-то сюрпризы специально для России?

Ну, мы уже продумали сет-лист на эти гастроли, но когда мы приезжаем в какую-то страну впервые… Думаю, уже сам этот факт нас очень вдохновляет, так что мы будем выкладываться больше обычного. В общем, мы вас не разочаруем, ребята.

Насколько я понимаю, сейчас вы исполняете, в основном, песни, в записи которых участвовал Майк плюс немного вещей времён Дэвида Уэйна. А как на счёт материала с This Present Wasteland”, например, да и вообще с альбомов, записанных с Ронни Мунро?

С предыдущим вокалистом мы исполняли много вещей, записанных в оригинале Дэвидом Уэйном, и, естественно, играли материал, записанный самим Ронни, но сейчас, когда в группу вернулся Майк, мы можем восполнить пробел и играть больше вещей, которые когда-то записал сам Майк, ну и плюс новые песни и композиции, записанные Дэвидом Уэйном — они уже стали классиков. Но нужно иметь в виду, что и песни, когда-то записанные Майком, тоже были популярны, и мы не играли их уже много лет. Так что мы все были рады разучить этот материал, который не исполнялся около 20 лет. Так что сейчас имеет смысл сконцентрироваться на вещах с альбомов, записанных с Майком Хоу, и на песнях с нового релиза.

А что Майк думает о вещах, записанных Ронни? Есть ли шанс, что он будет исполнять, например, “Mirror of Lies”?

Знаешь, мы это пока не обсуждали. На самом деле, не так много людей задают этот вопрос. Не знаю, будет ли группа против исполнения песен эпохи Ронни, но на данном этапе эти композиции не входят в наш сет-лист. Я не говорю, что мы не собираемся играть их и впредь. На релизах, записанных с Ронни, полно отличных вещей, и та же “Mirror of Lies” — отличная песня. С Ронни мы записали “The Weight of the World”, “This Present Wasteland”, “A Light in the Dark”, “Generation Nothing” — четыре альбома убойного стаффа. Но сейчас нет смысла исполнять всё это. Мы сосредоточены на классическом материале и на новых композициях.

За последние два года в стане Metal Church произошло множество событий. Поговорим сперва об уходе Роони.

У него были собственные идеи, которые не совпадали с нашими. Между нами нет вражды, и мы желаем ему всего наилучшего. Мы двигаемся вперёд, и сейчас, когда в группу вернулся Майк, наши фэны, скажем так, не очень-то и скучают по Ронни.

Ронни объявил об уходе из группы, когда она была в отличной форме — вышел очень хороший альбом “Generation Nothing”, и покидать Metal Church в таких обстоятельствах было настоящим безумием.

Ну… Да… Эм-м-м… Я бы предпочёл не обсуждать это, если ты не против.

Без проблем.

Ронни принял решение, у него был свой резон на это, и мы желаем ему всего наилучшего.

Ладно, оставим эту тему. Поговорим о Майке. С каким настроением ты встретил новость о его возвращении? Не было ли у тебя сомнений относительно того, в каких вокальных кондициях пребывает Майк?

Знаешь, я в этой группе с 2003 или 2004 года, и до недавних пор мне ни разу не доводилось играть с Майком на одной сцене. Но мы все время от времени виделись с ним и могли пообщаться, как и с другими бывшими участниками группы. Мы все в хороших отношениях. Так что я с знаком с Майком уже много лет, хотя и не выступал вместе с ним. Могу уверенно сказать, что альбомы, записанные с Майком, — одни из моих любимых из того, что выпускали Metal Church, так что я был воодушевлён новостью о возвращении Майка. После ухода предыдущего вокалиста я искренне считал, что Майк — единственный вариант, который мог бы сработать. Думаю, что публика не приняла бы нового вокалиста — совсем неизвестного или кого-то из другой группы — так, как она приняла Майка.

А правда, что после ухода из Metal Church Майк был дантистом?

Дантистом?

Нет. У майка своя строительная фирма.

О, это круто!

Ага. Знаешь, некоторые музыканты после ухода из группы берут паузу в год или два, прежде чем присоединиться к кому-то ещё, а Майк полностью отошёл от музыкальных дел. Он не пел, господи, лет 20. Он занимался воспитанием детей и вёл дела своей строительной фирмы. Когда у нас появилась мысль поработать с ним снова, он пришёл в студи и изложил свои идеи, и всё срослось само собой.

Знаешь, что я думаю по поводу возвращения Майка и последнего альбома? Мне кажется, что он получился в духе “Generation Nothing”.“XI” — это вполне типичный для Metal Church альбом, в нём нет ничего принципиально нового, но при этом он звучит свежо и цепляющее. Как ты думаешь — почему? Всё дело в Майке?

Мне кажется, дело в том, что группа заметно эволюционировала с того момента, когда мы вернулись к активной деятельности в 2003—2004 годах, не говоря уже о 1984 годе, когда всё началось. Я лично считаю, что композиторский уровень Metal Church заметно вырос, мы заматерели и прогрессировали от альбома к альбому. Думаю, что и Майк как вокалист внёс свою лепту — с ним мы стали звучать более современно. Он поёт жёстче, что для нас в некоторой степени стало новшеством. Не хочу ничего плохого сказать о предыдущем вокалисте, но его вопли делали наше звучание старомодным даже в совершенно новых вещах, и с приходом Майка это всё прекратилось. Именно поэтому, на мой взгляд, последний альбом звучит свежо.

Расскажи, пожалуйста, о творческом процессе в Metal Church. Как проходит сочинение песен? Много ли вы репетируете перед записью?

Ладно. В основном, структуру всех песен в черновой форме сочиняет Курдт. Он программирует партии ударных, записывает гитару и иногда бас, чтобы дать нам общее представление о том, какой будет песня. Потом у нас появляется несколько недель на прослушивание этой сырой версии, чтобы уловить, чего же хочет Курдт, и что мы можем предложить сами. В случае с последним альбомом мы все записывались в разное время. Джефф Плейт записал барабаны в Нью-Йорке и переслал нам свои треки. После этого курд записал гитару, после чего пришёл мой черёд. Я отправился в студию, имея в запасе по две-три идеи басовых партий для каждой песни. После этого был записаны гитарные соло, а затем Майк записал вокал. И хотя мы не работали в студии все вместе, альбом звучит так, словно мы играли одновременно, потому что мы могли вносить свои коррективы, а Курдт по большей части соглашался с тем, что мы предлагали.

В общем, Курдт генерирует идеи, а вы помогаете их воплотить в жизнь.

Да, это отлично отражает то, как мы работаем.

XI” стал одним из самых успешных альбомов Metal Church в чартах, попав в Топ-100 Billboard. Было ли у тебя ощущение, что всё сложится таким образом?

Ты прав, альбом действительно стал популярным. Мы заняли 57 место в американских чартах, что для рок- и метал-группы очень даже неплохо. Попадание в чарты — отличная приманка для промоутеров и агентов. Известно, что альбомы, попавшие в чарт, вызывают больше шумихи, больше людей слушают тебя, покупают твои записи, ты попадаешь в ротацию радиостанций и в определённой степени становишься частью мейнстрима. Сейчас мы куда популярнее, чем несколько лет назад.

А что значит всё это для тебя лично? Гордишься ли ты таким успехом?

Я люблю наш последний альбом. Изо всех дисков, записанных с Metal Church, этот — мой любимый. Я думаю, потому что… Мне просто нравятся сами песни. Мне потребовалось всего несколько мгновений, чтобы понять, что же я буду играть в каждой из них. Когда я впервые услышал идеи Курдта, его рифы, я уже знал, что я буду играть. Я проделал большую работу на этом CD. Я горжусь тем, что мои идеи отлично вписались в общую картину, но я должен отметить, что у Курдта получилось создать отличные песни. Я не очень часто слушаю альбомы, в записи которых я принял участие, — я ведь играю эти вещи с группой. Так что когда я включаю эти диски, я проигрываю одну вещь, потом пару-тройку пропускаю, слушаю ещё одну-две, которые мне нравятся. А вот альбом “XI” я слушаю целиком от начала до конца.

Группа также порадовала фэнов альбомом “Classic Live”. Кто стал инициатором этой идеи? И почему в него не вошли такие классические вещи, как “Ton of Bricks”, “Gods of Wrath”, “The Dark”?

Мы уже какое-то время подумывали выпустить концертный альбом, и так вышло, что в ходе прошлого европейского тура мы смогли записать наши выступления в разных местах. У Metal Church есть множество песен, которые считаются классикой, плюс песни, записанные с Майком, плюс новые композиции. Так что люди постоянно спрашивают: «Как можно не играть “Metal Church”?» или «Как вы можете не играть “Gods of Wrath”?» Что ж, я в этой группе уже 13 лет, и обе эти песни были в нашем сете, но после возвращения Майка Хау мы почувствовали, что нам нужно убрать кое-что из классики, ведь у нас вышел новый релиз. В противном случае нам пришлось бы играть двухчасовой сет, а как это сделать на фестивалях? Обычно у тебя есть 45 минут или один час, и ты должен впихнуть в этот отрезок времени всё лучшее. Так что это простая математика — ты не можешь сыграть все песни, ну или тогда нужно делать нечто вроде попурри. С 2004 года мы исполняли множество старых вещей, но сейчас пришло время заменить их другими, так что мы выкинули “Gods of Wrath” и “Metal Church” к сожалению тех, кто хотел их услышать.

А что на счёт ухода Джеффа Плейта?

Он очень занятой парень, выступает с Trans-Siberian Orchestra. А после того успеха, который свалился на Metal Church в последний год, наш концертный график стал более плотным, и от Джеффа требовалось всё больше и больше сил на нашу группу. Джефф — отличный драммер и на протяжении 11 лет он играл очень важную роль в группе, так что мы расстались как настоящие друзья, тем более, что он ушёл сам, исходя из своих соображений. Наш гастрольный график расписан намного месяцев вперёд, и Жжефф не хотел сдерживать нас. Дела у Trans-Siberian Orchestra идут отлично, так что ему пришлось выбирать между двумя группами. Он сделал свой выбор, и мы нормально его восприняли. Мы по-прежнему дружим, он желает нам всего наилучшего, и мы ему тоже. Нашим новым драммером стал Стет Хоуленд. Знаешь, Стет и Джефф — хорошие приятели, так что Джефф был рад узнать, что его место занял Стет.

Мне будет не хватать Джеффа и его игры, но с другой стороны, это ведь прекрасно, что группа сейчас востребована.

Так и есть. Думаю, что Джефф это тоже понимал и не хотел, чтобы из-за его занятости в другом проекте мы лишались концертных предложений. У него не было возможности уделять нам много времени, а ведь ещё нужно заботиться о семье. Знаешь, мы все становимся старше, и семья превращается в очень важное явление, плюс есть множество других вещей. Но в итоге всё срослось как нельзя лучше.

Полагаю, что это ты порекомендовал Стета, ведь ты играл с ним в команде Where Angel Suffer.

Впервые я познакомился со Стетом, когда Metal Church гастролировали вместе с W.A.S.P. в 2004 или 2005 году. Мы быстро поладили с ним и продолжали общаться и после гастролей, и вот однажды мне позвонил наш общий со Стетом друг и сказал: «Эй, не хочешь поиграть в проекте вместе с парнем из W.A.S.P.?» Он имел в виду Рэнди Пайпера. Ну и я такой: «О, было бы круто!» Парня, который собирал этот проект, зовут Скотт Гейнс. Когда он позвонил мне, то сказал: «Нам нужны ещё барабанщик и второй гитарист». И я ответил: «Я дружу со Стетом Хоулендом, он был участником W.A.S.P., так что почему бы не позвать его?» Стета заинтересовало это предложение. Имея в составе уже двух бывших участников W.A.S.P., мы решили позвать Криса Холмса, после чего появилась идея назвать группу Where Angels Suffer — сокращённо W.A.S. Группа просуществовала примерно два с половиной года. Потом Стет, на тот момент игравший в проекте Дэйва Эллефсона Temple of Brutality, позвонил мне и попросил присоединиться к ним на пару недель в туре. В общем, мы с ним постоянно перезванивались: «Эй, можешь помочь мне в этом проекте? Подменишь нашего музыканта на этом концерте?» Когда мы гастролировали с Megadeth, Стет пришёл на наше шоу в Лас-Вегасе. И вот спустя месяц или два после этого концерта Джефф объявил об уходе из группы, и мы размышляли о том, кто же будет нашим драммером. Я предложил кандидатуру Стета, а остальные спросили: «Ему будет интересно это предложение?» Я позвонил ему, а Стет и говорит: «Я в деле! Когда я должен присоединиться к вам?» И вот он прилетел к нам, и мы сыграли несколько песен, чтобы убедиться, что мы подходим друг другу. Мы сыграли четыре или пять песен и поняли, что это сработает. Так что Стет вернулся домой, а буквально два дня присоединился к нам для репетиций перед туром.

Стет стало лишь временный барабанщиком или вы хотите видеть его полноценным участником Metal Church?

Надеюсь, что он будет постоянным музыкантом. Нам предстоят концерты в Европе, а после тура мы должны сесть и спросить его: «Стет, тебе понравилось играть с нами?» И если всё срастётся, он станет полноценным барабанщиком Metal Church.

Ты сам играешь в Metal Church больше 10 лет. Помнишь ли ты, как познакомился с Курдтом и стал участником коллектива?

В 2003 Курдт решил возродить Metal Church и принялся за поиски вокалиста, который мог бы справиться с материалом. Один из приятелей Курдта несколько раз называл имя Ронни. Мы знакомы с Ронни с тех пор, как нам было по 15—16 лет, и за пару лет до всей этой истории с Metal Church мы с Ронни играли в одной группе. Потом я из неё ушёл, а Ронни остался. Это просто нереально, как в итоге всё совпало. Однажды Ронни позвонил и говорит: «Чувак, ты помнишь песни, которые ты с нами играл? У нашего басиста шоу с другой группой в Лас-Вегасе, а мы играем в Сиэттле. Можешь помочь нам?» И надо же было случиться, что именно на этот концерт пришёл человек от Metal Church, чтобы оценить возможности Ронни. После этого концерта он сказал: «Нам нужны вокалист и басист из той команды». Потом они связались с Ронни, предложили место вокалиста в Metal Church и поинтересовались, что за парень играл на басу в тот вечер. Узнав, что это был я, они также предложили мне войти в состав группы. Так что Ронни стал участником Metal Church на день раньше меня, и я записал с этими парнями уже пять альбомов.

Стив, на этот раз у меня закончились вопросы. Мне было бы очень интересно расспросить тебя об альбомах 2004—2013 годов, но это тема отдельного интервью. Так что с нетерпением жду Metal Church в Москве и надеюсь на убойное шоу.

Что ж, тогда именно это ты и получишь — мы будем жечь по полной! Я с нетерпением жду возможности увидеть новые места и повстречать новых людей. Так что готовьтесь — Metal Church едут, чтобы поставить ваш город на уши!

Metal Church на Facebook.

Константин, 
май 2017